Главная

Планшет с нуля


Тотальная борьба между Apple и Samsung, кажется, никогда не прекратится – то победа, то запрет, то разрешение - как козы Эзопа, скорее оба окажутся на дне оврага чем уступят друг другу дорогу.


Однако это не означает, что этот конфликт не подкидывает интересные темы для обсуждения. Совсем недавно, компания Apple представила письменные показания эксперта, который разделяет ее точку зрения на дизайнерские решения компании Samsung и очень любезно помог составить список вещей, который компания Samsung могла бы сделать, чтобы дифференцировать свой продукт. Например, Samsung могли бы не делать свои планшеты прямоугольной формы или покончить с передней панелью, или дать ему "загроможденный вид". Отличное предложение!


Не удивительно, что было некоторое обсуждение смешного списка Apple, элементы дизайна которого он считает своими. Это хорошее время, чтобы изучить творческие решения iPad с другой стороны. Мне кажется, что Apple положил ловушку для всей отрасли потребительской электроники, и те купились на это. И это действительно триумф позиционирования и брендинга. Они сделали брендом форму планшета.


Об этом меня заставила задуматься статья - «планшет "с нуля"». Она хорошая, но, к сожалению, не позволяет достичь того итога, который задумал автор, чтобы опровергнуть обвинения Apple. Статья, несомненно, показывает, что, работая с основными принципами и делая только абсолютно необходимые дополнения с учетом ограничений технологии на данный момент, то в итоге вы получите что-то очень похожее на iPad. Автор предполагает, что это освобождает Samsung. Но, увы, вышло наоборот: этим он лишь прославил Apple. Не справедливо, но это правда.


Интересно думать о вещах, которые действительно могут обладать идеальной формой. Это трудно для стула, например. Будут ли у идеального стула подлокотники или нет? Будет ли у него квадратная спинка или округлая? Плоское, фигурное или мягкое сидение? Вы не можете этого знать. Если бы кто-то создал такой идеальный стул, то он бы мог показать на другой любой стул и сказать: "посмотрите, как они меня «порвали»".


Это именно то, что компании Apple сделала с iPad. Я, конечно, не имею ввиду, что iPad это идеал всех планшетов – ведь есть разница между идеальным по своей концепции и идеальным на практике. Первое означает, что он соответствует фундаментальной концепции объекта, второе означает, что это лучшее, из того, что может быть. iPad является идеальным только в первом смысле, ведь он не более продвинутый в своем дизайне, чем шар или куб. Это тип, а не дизайн. Что не означает, что он сделан плохо, или компания не приложила огромных усилий для работы над ним.


Истинный идеал планшета в магическом окне его содержания. Компания Apple сделала устройство наиболее приближенное к этому магическому окну, несколько поспешно и грубо, с мощной и популярной платформой, которую они уже контролируют. Этот первоначальный успех, в значительной степени обязан динамике iPhone. Но как только они положили его на прилавки и продали более десятка, их триумф был полным.


Смотрите, после того как они сделали дизайн полностью универсальным, не сомневайтесь, это именно то, что они собирались сделать и получили, они заверяют, что никто не может теперь смотреть на другой планшет, не думая об их планшете. Вы можете посмотреть на Asus Transformer, не думая о Xoom, или на Nook, не думая о Galaxy Tab, но вы не можете смотреть на любой из них, не думая о iPad. Но не только потому, что они продали больше единиц. Потому что вы не можете сделать Xoom без того, чтоб сначала сделать iPad, точно так же как вы не можете сделать цоколь, не делая брусчатку. Это был удар злого гения Apple.


Я говорю злого, потому что одновременно с тем, что замечательно, среди высокого искусства, создавать вещи наиболее приближенные к их типу, но с другой стороны претендовать на звание источника происхождения всех последующих вещей.


Возьмем, к примеру, Bic


Я не хочу сказать, что эта ручка в точности аналогична iPad или Apple. Но в любом случае на секундочку ее рассмотрим. Это маленькое устройство определено является ручкой - по сути это тот минимум, который необходим для того, чтоб взять его рукой и писать. Оно не имеет лишних элементов, функционирует и легко узнаваем, как отдельный фирменный объект. Он прочный, дешевый и надежный – эти качества вытекают из его архетипического дизайна.


И одновременно с тем, что эта ручка подходит под наше представлениями о том, как в принципе ручка должна выглядеть (цилиндрической, определенной длины и ширины, с пишущим наконечником, возможно, колпачком), никто не может сказать, что это лучшая или единственная ручка в мире, и что другие ручки, которые на 90% разделяют наиболее важные характеристики Bic, являются копиями или потомками. Эта ручка Bic пользуется большой популярностью и продается в большом количестве на протяжении многих лет. Она продается, потому что это типаж.


iPad продается по более сложной причине, но его форма столь же оригинальна, как Bic. Функциональный - да, красивый - да, но оригинальный? Как может что-то, что являет собой полную противоположность оригинальности, называться оригинальным? iPad был создан десятки раз, прежде чем он был создан. Так же, как и Bic. Он будет наслаждаться длительной популярностью и будет идеальным продуктом в течение долгого времени, как и Bic. И также как Bic, он не нарекает на свою форму. Его форма, как ручка, стул, чашка, определилась необходимостью, и компания Apple убедила, что кроме нескольких очень мелких характеристик, его форма определилась исключительно необходимостью. Это было нелегко сделать, и результат (как и любой хороший дизайн) говорит сам за себя. Apple пожинает плоды, но они должны признать, что не владеют формой, которая имеет большее значение чем отпечаток их работы.


Обвинения от Apple в отношении плагиата пользовательского интерфейса более правдивы. Для сенсорного интерфейса, мы еще не имеем типа, идеальной формы, о чем свидетельствуют все эксперименты и эволюция, которую мы видим каждый месяц в приложениях, операционных системах, концепциях и так далее. Имитация очевидна, когда список кандидатов (так сказать) настолько пуст. И я напомню, что есть определенные дизайнерские штрихи, которые отделяют iPad от абсолютно не дизайнерских устройств. Их не много и они едва различимы. Это те штрихи, скопировав которые другим компаниям было бы стыдно.


Что могут такие компании, как Samsung и HTC сделать, когда каждый планшет, который они создают, имеет ту же основу, что и Apple? Они могут создать реальные дизайнерские решения. Если они наследуют дизайн (с небольшими изменениями) от конкурента, а кто-то еще сделает OS, какой вклад они сделают? Размещение кнопки питания? Это не значит, что они не могут сделать замечательный планшет, но если они хотят создать совершенно другое устройство, то должны пойти на риск. Apple, были первыми, и совершенно не рисковали по поводу дизайна – риск состоял в предложении устройства как такого.


Почему Apple не заимствовали свои предложения? Ни рамку, не толщину, не прямоугольную форму? Примите вызов и заставьте Apple съесть свои слова. Это то, чтобы они скорее всего сделали, если бы ситуация была обратной. Ведь все невозможно, пока кто-то это не сделает.


Это период имитации, союзник вы или враг Apple, потому что они создали мать всех планшетов, поскольку все остальные устройства выглядят как ее дети, независимо являются они таковыми или нет. Потребуется время, чтобы дерево родословной выросло и дифференцировалось. Apple сейчас в завидном положении, которое позволяет утверждать, что они изобрели колесо (и запатентовали его). И будут призывать всех к ответу за свои «колеса», пока кто-то не создаст что-то действительно новое.